игровые автоматы

Комната наполнена гудками, звонками и мигающими лампочками. Хорошо одетые мужчины и женщины бродят по комнате, нажимая на кнопки и дергая за рычаги, наблюдая, как на жидкокристаллических дисплеях крутятся вишенки и семерки. Но эти мужчины и женщины здесь не для развлечения. Они здесь для бизнеса, и их бизнес — азартные игры.

С 29 апреля по 1 мая 2008 года во Дворце конгрессов Монреаля в Монреале, Квебек, проходил 12-й ежегодный Канадский игорный саммит. В огромном выставочном зале производители игровых автоматов со всей страны представили свои товары: высокие шумные коробки, украшенные изображениями свиней, пиратов и бокалов для мартини.

Несмотря на разнообразие внешнего вида, все игровые автоматы, по мнению некоторых экспертов в области психического здоровья, имеют нечто общее: они психологически обманчивы и делают зависимыми от азартных игр людей, которые не предрасположены к зависимостям.

«Мы относимся к этим людям так, как будто они испорчены, но это автоматы их портят», — говорит Роджер Хорбай, бывший психиатр-нарколог, который сейчас руководит компанией Game Planit Interactive Corp., выступающей за защиту прав потребителей в индустрии азартных игр.

Защитники индустрии азартных игр не согласны с этим, утверждая, что электронные игровые автоматы безопасны — они предназначены для развлечения, а не для манипулирования.

Исследования распространенности проблемных азартных игр показывают, что зависимые от азартных игр люди гораздо чаще играют в электронные игровые автоматы (слот-машины, покерные автоматы, терминалы видеолотерей), чем в настольные игры, такие как блэкджек. Исследование 2003 года показало, что почти половина игроков в видеолотерейные терминалы в Новой Шотландии подвержены риску проблемных азартных игр. Комиссия по злоупотреблению алкоголем и наркотиками провинции Альберта сообщила в 2003 году, что 71% ее клиентов с зависимостью от азартных игр не имели проблем до игры в видеолотерейные терминалы. Одно исследование показало, что около 60% доходов от игровых автоматов в Канаде поступает от проблемных игроков. Для сравнения, на проблемных игроков приходится менее четверти доходов от лотерей и бинго (Анализ социальных проблем и государственной политики 2004; 4[1]:33-45).

Канадцы, подсевшие на игровые автоматы, не испытывают особых неудобств в поисках очередной порции. В Онтарио насчитывается около 22 000 игровых автоматов, все — слоты. В Квебеке имеется смесь игровых автоматов и терминалов видеолотереи, всего почти 19 000. В Ньюфаундленде, где у баров нет конкуренции со стороны казино или ипподромов, имеется около 2500 терминалов видеолотереи: на душу населения в 3 раза больше, чем в Онтарио.

Все эти автоматы приносят большую прибыль. Из $4,7 млрд, полученных игорным бизнесом Онтарио в 2006/07 финансовом году, $3 млрд пришлось на игровые автоматы. В Манитобе, Саскачеване и Альберте доля игорных доходов от электронных игровых автоматов в 2006/07 финансовом году составила 79% (от $615 млн.), 83% (от $535 млн.) и 87% (от $2,2 млрд.) соответственно.

До взрыва популярности игровых автоматов в 1990-х годах большинство зависимых от азартных игр, которых наблюдал Хорбай, имели другие психосоциальные проблемы. Это указывало на то, что они, скорее всего, были предрасположены к зависимости. Но когда число проблемных игроков в автоматы увеличилось, он заметил, что многие из них не проявляли других видов аддиктивного поведения. Они были теми, кого Хорбай называет «нормальными».

«В других играх, таких как покер, большинство людей имеют неверное представление о своем уровне мастерства. Их легче лечить. Но игроки в азартные игры на автоматах действительно обусловлены машиной. У вас создается впечатление, что вы можете победить машину».

В результате, говорит Хорбай, многим людям внушили, что они страдают от когнитивных искажений, в то время как на самом деле они делают правильные выводы на основе недостоверной информации. Исследования, проведенные в Университете Ватерлоо, показывают, что характеристики типичного игрового автомата предполагают, что игроки должны выигрывать в 2-5 раз больше, чем они ставят, что, если это правда, означает, что казино теряют деньги на слотах (Journal of Gambling Issues 2007;20:215-33). Логика подсказывает, что казино не стали бы выстраивать свои этажи рядами игровых автоматов, если бы они не были дойной коровой. Но критики игорной практики утверждают, что эти устройства заставляют пользователей отказаться от логики.

Роберт Симпсон, исполнительный директор Исследовательского центра проблем азартных игр Онтарио, утверждает, что игровые автоматы созданы для создания иллюзии благоприятных шансов, которая заставляет людей играть — и заставляет их продолжать играть. «Все эти конструктивные особенности EGM [электронных игровых автоматов] создают у людей неверное впечатление о том, как работают автоматы, так что они действительно верят, что со временем, чем больше они играют, тем больше вероятность выигрыша».

Хорбай и Симпсон ссылаются на особенность игровых автоматов, называемую виртуальным отображением барабанов, как особенно обманчивую. Старые механические игровые автоматы имели определенное количество барабанов, содержащих определенное количество символов, каждый из которых с одинаковой вероятностью появлялся на линии выплат после каждого вращения. Однако в 1980-х годах производители игровых автоматов встроили в свои продукты электронику и запрограммировали их на взвешивание определенных символов. Таким образом, вероятность появления выпавших символов на линии выплат стала непропорционально высокой по сравнению с их фактической частотой появления на физическом барабане. В патенте 1984 года, выданном на эту технологию (патент США № 4 448 419), говорится следующее: «Важно создать автомат, который, как кажется, дает больше шансов на выигрыш, чем на самом деле, в рамках правовых ограничений, которые должны действовать в азартных играх».

В исследовательской работе Waterloo указывается, что виртуальное отображение барабанов также увеличивает вероятность того, что выигрышные комбинации будут появляться чуть выше или ниже линии выплат, что, по мнению экспертов по зависимостям, заставляет азартных игроков верить, что они всегда находятся на грани выигрыша. Азартные игроки также практически не знают, что барабаны игровых автоматов часто не сбалансированы. Например, на 3-барабанном автомате выигрышный символ может чаще появляться на первых двух барабанах, чем на последнем. Во многих современных игровых автоматах вместо барабанов используется электронная анимация, однако между тем, как отображается игра, и тем, как она работает на самом деле, остается несоответствие. Другие особенности, которые критики считают обманчивыми, включают разные размеры символов (выигрышные символы крупнее), кнопки «стоп» (создают иллюзию контроля, хотя исход игры определяется начальной ставкой) и частые мелкие выигрыши (сопровождаемые мигающими лампочками и звонками).

Билл Рутси, исполнительный директор Канадской игорной ассоциации, организации, которая называет себя «голосом канадской индустрии игровых развлечений», говорит, что большинство игроков знают, что игровые автоматы имеют случайные исходы, и играют в них ради азарта. Виртуальное отображение барабанов и несбалансированные барабаны не являются обманными функциями, говорит он.

«Весь вопрос в том, выиграл ты или не выиграл. Если вы не выиграли, значит, вы не выиграли. Я думаю, что во время игры совершенно ясно, выиграли вы или нет, или когда вы выиграли и когда вы не выиграли… независимо от того, сбалансирован барабан или несбалансирован, в итоге вы получаете один и тот же результат. Либо у вас выигрышная комбинация, либо проигрышная».

Причина, по которой проблемные игроки предпочитают игровые автоматы, также легко объяснима, говорит Рутси. Исследования показывают, что около 1% населения являются проблемными игроками. Поскольку около 75% посетителей казино называют слоты своей любимой игрой, вполне логично, говорит он, что многие проблемные игроки попадают в это большинство. Утверждение о том, что автоматы делают наркоманов, не соответствует действительности, добавляет он. «Это все равно, что утверждать, что пиво вызывает алкоголизм, потому что большинство алкоголиков пьют пиво».

Хорбай, однако, считает азартные игры на автоматах самой вызывающей зависимость и в то же время наименее регулируемой формой азартных игр. По его словам, казино никогда бы не удалось избежать наказания за использование подброшенных костей или стопку колод карт, которые сродни обманным функциям игровых автоматов. Он предлагает правительству постепенно отменить виртуальное отображение барабанов (уже запрещенное в Австралии и Новой Зеландии) и несбалансированные барабаны. По его словам, у азартных игроков было бы меньше проблем, если бы электронные игровые автоматы показывали, сколько они могут потерять на каждой ставке.

«Лечебная сфера оказывает этим игрокам плохую услугу», — говорит Хорбай. «Давайте перестанем навешивать на них ярлыки и патологизировать их. Это нормальные люди. Давайте посмотрим на источник вреда». — Роджер Коллиер, CMAJ

 

 

 

 

 

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sitemap